Режиссер-постановщик - Мария Шестерикова
Дирижер — Захар Зайцев
Оркестр Нижегородского государственного академического театра оперы и балета имени А.С. Пушкина
Действующие лица и исполнители:
Барон — Владислав Бирюков
Альбер — Сослан Кусов
Герцог — Илья Ткач
Ростовщик — Алексей Доронин
Слуга — Михаил Наумов
В 1830 году в период Болдинской осени Александр Сергеевич Пушкин написал четыре короткие пьесы, объединив их в единый цикл. Поэт предложил для него несколько названий, но издатели выбрали «Маленькие трагедии». В каждой из пьес — судьба человека, сжатая до мгновенной вспышки терзающей его страсти. Не удивительно, что «Трагедиями» заинтересовались русские композиторы в поисках новых оперных форм. Результатом стали четыре одноактные оперы: «Каменный гость» А. С. Даргомыжского (1868), «Моцарт и Сальери» Н. А. Римского-Корсакова (1897), «Пир во время чумы» Ц. А. Кюи (1900), «Скупой рыцарь» С. В. Рахманинова (1904).
Опера «Скупой рыцарь» стала вторым произведением этого жанра из трех в творчестве Сергея Рахманинова. Он уже написал «Алеко» по пушкинской поэме «Цыганы», которая, несмотря на то, что была дипломной работой выпускника консерватории, с успехом шла на сцене. Одновременно со «Скупым рыцарем» Рахманинов создал «Франческа да Римини» по эпизоду из Божественной комедии Данте. Эти оперы, подобно пьесам Пушкина, словно большое зеркало, заставляют человека рассмотреть свое реальное отражение с ошибками и страстями, истиной и ложью.
Премьера «Скупого рыцаря» состоялась в Большом театре 11 января 1906 года под управлением автора и прошла с большим успехом. Уже через год, в 1907 году Шаляпин исполнил монолог Барона на своем концерте. А в 1912 году «Скупой рыцарь» вернулся на сцену Большого театра.
В 1943 году в Нижегородском (Горьковском) театре оперы и балета оперу Рахманинова поставил выдающийся оперный режиссер, в то время художественный руководитель театра Борис Покровский.
«Скупой рыцарь» — не частый гость оперных сцен мира. Сложность вокальных партий и насыщенное, ведущее свою драматическую линию симфоническое полотно оркестра являют собой сочетание, предполагающее высочайший профессиональный уровень исполнителей.
Г. Форе (1845-1924). «Шейлок» сюита для тенора и оркестра op.57 (1890)
Текст Э. Арокура (1856-1941) по пьесе В. Шекспира «Венецианский купец»
Солист — заслуженный артист России Сергей Перминов