Нижегородский государственный художественный музей и галерея «Триумф» (Москва) представляют совместный проект известных московских художников Марии Сафроновой и Антона Кузнецова «Зона пчел». Выставка входит в специальную программу Международной биеннале экологического искусства в Нижнем Новгороде. В экспозиции представлены живописные и графические работы, арт-объекты и инсталляции.
Проект состоит из двух частей: кроме непосредственно выставочного пространства (Актовый зал и аван-зал) зрителя ждет необычная художественная интервенция в постоянную музейную экспозицию русского искусства. Путь к выставке проходит через основные залы музея, внутри которых размещены наряду с классическими произведениями русских художников работы Марии Сафроновой и Антона Кузнецова. Рассматривая отдельные произведения мастеров разных эпох, зритель может увидеть, как менялось отношение человека к природе на протяжении столетий и как оно отражалось в изобразительном искусстве. Работы современных авторов и художников прошлого таким образом вступают в диалог, позволяя зрителю наблюдать развитие основной темы выставки.
В мире существует около двадцати тысяч видов пчел, однако многие из них почти исчезли в последние десятилетия. Их вымирание опасно необратимыми последствиями — от исчезновения примерно трети продуктов питания и большого количества лекарств до сильного обеднения флоры без опыления.
На выставке «Зона пчел» устройство жизни пчел рассматривается как образ современного общества: культурные и социальные модели человека находят прямую связь с миром этих насекомых. Кроме того, проект обращается к ближайшему будущему и предполагает его дистопические сценарии, связанные с непоправимыми экологическими изменениями. Эти линии переплетаются в работах Марии Сафроновой и Антона Кузнецова, которые отражают разные аспекты взаимодействия пчел и людей: тонкие связи, границы контакта и зависимость друг от друга.
Пчелы рассматриваются не только как символ сложного экологического баланса, но и как часть экосистемы, отражающей уязвимость природы в эпоху антропоцена. Художники описывают важность гармоничного сосуществования человека и природы. Работы предлагают поразмышлять, как возможно развитие природных экосистем в условиях технократии и напоминают о необходимости пересмотра самой концепции взаимодействия человека с окружающей средой.
Мария Сафронова известна живописными работами, посвященными социальным институтам, через которые человек проходит на своем жизненном пути: детский сад, школа, больница, рабочее пространство. Серия ее работ на выставке демонстрирует многочисленные параллели между сообществами пчел и людей, а сходства между ними обнаруживаются в различных структурах — от устройства домов до общественных институтов. На первый план выходит связь между человеком и природой, человеком и другими видами, а также взаимодействие людей друг с другом.
Антон Кузнецов поднимает вопрос взаимоотношений человека, технологий и природы. Устраняя проблемы при помощи разных устройств, человек протезирует природную среду, однако технологии зачастую порождают новые трудности. В живописных работах и инсталляциях Кузнецова отображается гипотетическое будущее, в котором люди вынуждены заменить пчел механизмами: над тающими ледниками летают дроны, место естественных ульев заменяют фабричные цеха, а поля превращаются в искусственные установки по выращиванию растений.