Version for the visually impaired
Color scheme:
Font size:
Image:
Effects:

When changing the color scheme, the effects will be automatically disabled

Version for the visually impaired
Color scheme:
Font size:
Image:
Effects:

When changing the color scheme, the effects will be automatically disabled

Travel portal
Nizhny Novgorod region
Nizhny Novgorod is the capital of sunsets Sunset at 19:31

Street Art Walking Route: Part one

Created in cooperation with Nikita Nomerz, founder of the Mesto Festival

Untitled (2017)
Address: 8 Osharskaya St.
Author: Andrey Olenev (Nizhny Novgorod)

One of the Mesto festival’s first works, its author is Nizhny Novgorod artist Andrey Olenev, a member of the Muddlehood association, and a resident of the Tikhaya Studio. The artist often uses the technique of layering, and works mainly with wooden buildings, painting murals onto them or introducing specially created works into window niches or wall openings. The artist’s works are characterised by detailed images, surrealism, and allegorical plots. Here we can trace the plot of the city’s last «wooden island», with the destructive sprouting stones akin to the modern residential complexes and business centres that arise on the sites of the city’s demolished ancient wooden houses.


Bicycle
(2018)
Address: 9 Alekseevskaya St.
Author: Alexander Dyoma21 (Ryazan)

This work by the Ryazan artist Alexander Dyoma21 is devoted to childhood memories and feelings, for example, about the large bike belonging to an older brother or father, on which he rode around the yard and dreamed of getting into the football team. The boy is a collective image with the appropriate attributes inherent in any average small provincial town or city.


Street Art Yard
(works from different years)
Address: 13 Alekseevskaya St. (courtyard)
Author: Blue Pencil, Lida Birdly, Markinal, Ilya Barabin, Ivan Kseor, Nikita Chekhov (Nizhny Novgorod), Mikhail Vert, Philip Fi2k, Stas Bugs (St. Petersburg), etc.

This courtyard is filled with street art, here you can find a lot of small stickers, stencil works, tags of local and visiting writers, quickly-applied graffiti, as well as an entire wall covered with posters. The yard has been vividly filled with such works in recent years, and is being constantly updated. On one wall you can see a miniature installation, the IKEA Museum, a work by Nikita Chekhov. If you look deeper, then first you will find an abstraction by Mikhail Vert on the corner, and then, on the gate, the remains of the work Domino by Stas Bugs. The wall depicts the last white rhinoceros, which died shortly before this work was completed.


Giga
(2021)
Address:  22 Alekseevskaya St.
Author: Wuper Kec (Serbia)

You are standing in front of the work completed in 2021 at the Place festival. Its author is the Serbian artist Wuper Kec, who has been actively engaged in monumental art since 2007, while frequently in his works the portrait is embedded in traditional graffiti. Currently, the artist is devoting his time to everyday subjects related to work or leisure.


A Gap in the Celestial Scenery
(2021)
Address: 19 Alekseevskaya St.
Author: Pokras Lampas (Saint Petersburg)

A work by Pokras Lampas inspired by the famous movie The Truman Show. In the story, the main character discovers that he lives on a huge film set, and at some point he notices a small hole in the sky through which a lighting device falls. A further chain of events leads to the Magritte stairway to heaven, bordering between the stage and the real world. The artist decided to recreate the heavenly wall by spreading a silk screen of text from the film over the old brickwork: «We accept reality as it is presented to us.»


Firmware Update
(2019)
Address: 9B Oktyabrskaya St. (courtyard)
Author: Dmitry Aske (Moscow)

In the courtyard of the 9B gallery there is a monumental painting on the facade by the Moscow artist Dmitry Aske. The work Firmware Update is devoted to the relationship between parents and children. The name hints that different generations need to upgrade in order to communicate in the same language and be interesting to each other. We advise you to pay a visit to the gallery located on the second floor: exhibitions are often held here, including street wave artists.


Superglue
(2022)
Address: 11 Gruzinskaya St.
Author: Nikita Nomerz (Nizhny Novgorod)

In the summer of 2020, Nikita Nomerz created a work on this house with the image of a crystal vase, symbolising the fragility and elegance of ancient architecture, and the brief lifespan of street art. The works of street artists are often defaced, replaced, and painted over. All these stages were completed with the work entitled Crystal. Each time when the artist returned and modified the vase, cracks appeared on it. In 2021, the vase was finally «smashed», painted over with a grey rectangle, which itself was instantly covered with tags. In response, Nikita created a version with the image of a broken vase, and in the spring of 2022, this work was completely painted over. With his work, Nikita reminds the observer that they hold a fragile world in their hands, a world which is easy to break and difficult to put back together again.


There is no Perfect
(2022)
Address: 13B Gruzinskaya St.
Author: Blue Pencil (Nizhny Novgorod)

Blue Pencil is an anonymous artist, social activist and representative of textual street art. The artist’s works have been appearing in the city since 2013, and are easily recognised by their signature font, with the inscriptions most often made in blue and stretched vertically. The inscription engages residents of Nizhny Novgorod in a dialogue, forcing them to reflect and comprehend the events taking place in the country and the city. You have definitely already seen his texts along the route, and you will definitely see more, they are everywhere. Now you are standing in front of his work There is no Perfect, made during the guerrilla season of the Mesto festival in 2022. «If you are waiting for a better time to change something, then that time has already passed,» commented the author on his own work.


Disappointment
(2021)
Address: 37A Bolshaya Pokrovskaya St.
Author: Nikita Nomerz (Nizhny Novgorod)

You have arrived at the work of the artist Nikita Nomerz, created in a mini-animation format. The work was created in two layers: the first was the image of whole pink glasses bearing the inscription «Charm». Cracks appeared on the glass with the second layer, and the inscription was transformed into «Disappointment». This work is about a metaphor about observing life through rose-tinted glasses, which often ends in disappointment at the moment when you notice reality.


The Bell Tolled for All and Shust the Specilist
(2021)
Address: 17 Kholodny Lane
Authors: Ilya Mozgi (Yekaterinburg), Ilya Atom (Nizhny Novgorod)

One of the works by the Ural artist Ilya Mozgi is located near the wall in the upper part of a school yard. His series of text works is based on typical phrases of most Russian teachers, which can be considered as a trend of folk sayings in its own right. All the texts of the series The Bell Tolled for All are located under the windows of Nizhny Novgorod schools, and serve as a reminder for both students and older people. Since 2015 the large and mysterious inscription Shust the Specilist has been located in the lower part of the wall. In 2021, the inscription was painted over, after which the work of Ilya Mozgi appeared in the upper part of the wall. Nizhny Novgorod resident Ilya Atom decided to «restore justice» with a reference to the shaded text, as well as ironically over Ilya Mozga’s fresh work. At the bottom of the wall he made an inscription: «A sign of a good education is to talk about the most difficult subjects in the simplest words» with the signature «Shust the Specilist» (the author’s spelling is preserved).


Untitled 
(2022)
Address: 39 Alekseevskaya St.
Author: Dima Dmal (Nizhny Novgorod)

Dima Dmal’s work symbolises the intertwining of two realities: the one in which the artist lived in his youth, and the one in which he finds himself now. Adult life has imposed a number of restrictions and added obligations, but after a while the inner need to express oneself and one’s thoughts through visual images has taken over. The author is in search of a balance between his work and the established average lifestyle of an ordinary person, in which there is a job, a mortgage, lack of sleep, and other attributes of «adult life».


Untitled 
(2023)
Address: 39 Alekseevskaya St.
Author: Eror TOY (Nizhny Novgorod)

On the next wall of the wooden house you can see images of moths, and this is the work of Eror from the Nizhny Novgorod TOY team. Initially, the name of the team was written in English — TOY, which in graffiti slang means «beginner», «inexperienced writer» and is usually used as an insult. So, ironically at the subculture, the artists chose this name, securing a deliberately primitive style of drawing. TOY uses a naive way of visualising their works, which makes them easy to read for the viewer.


I’m Looking for Summer from Winter
(2022)
Address: 39 Alekseevskaya St.
Author: Elena Lisitsa (Nizhny Novgorod)

Lisitsa’s street art works take a variety of techniques and forms. Sometimes the artist places installations that are either separate wooden panels, like the work I’m Looking for Summer from Winter that you are looking at now. Working with old wooden foundations and abandoned houses, Lisitsa often uses plant motifs and references the symbolism of meadow grasses and flowers which, in contrast to the disintegration and death of the architectural and historical memory of the city, embody the desire for life.


Untitled
(2022)
Address: 35A Alekseevskaya St.
Author: Nikita Itogde (Nizhny Novgorod)

This artist’s work is applied to a ruined brick wall next to a pre-revolutionary house. This wall was once a firewall, that is, a barrier to the spread of fire at the beginning of the century, when the entire street consisted of one- and two-story wooden houses. As Nikita himself says, the idea was born when he discovered the wall: «I love working with space, since I am an architect. And here I really wanted to emphasise the angular space, to work with it, and to add a geometric composition that would complement the remaining ruin. This is how the dynamic elements appeared, striving upward towards the ball of elemental energy.»


The Last Refuge (2022)
Address: 35A Alekseevskaya St.
Author: Nikita Mera and Gosha New (Nizhny Novgorod)

This artists' work consists of font compositions at the junction of familiar graffiti letters and geometric abstraction, located on two sides of an empty house. The work is expressive and intentionally detached from the urban context, which is typical of the traditional graffiti approach.

The interior of the house, through whose windows poisonous unnatural light shines, is presented as a hostile environment. Dynamic black lines break out and support the residential «capsule» — the last place of solitude and escape from the outside world.


The Star (2022)
Address: 47 Alekseevskaya Street
Author: Gosha New (Nizhny Novgorod)

The stars on the wooden houses of the city are a series of assemblages, and to create them the artist uses objects found on the street: pieces of demolished wooden buildings, wooden flooring, pieces of advertising hoardings. Very often stars appear on abandoned buildings in the centre of Nizhny Novgorod, which is especially significant for the author.


On Ancient Shores (2021)
Address: 47 Alekseevskaya St.
Author: Kirill Vedernikov (Vyazniki)

On the other side of the house is an assemblage by Kirill Vedernikov. His works, which often reflect the spirit of ancient Russia, are realised both in studio works and in monumental paintings created as part of major street art festivals. This work refers to the monumental work lost in 2018, which is also located on Alekseevskaya. The work was dedicated to the foundation of the city, in it you could see the image of the Nizhny Novgorod Kremlin and the ancient army. In this continuation of the original work, only a fragment of a helmet from ancient Russian warriors remained on the wooden panel.


For independent walks, use the online map, and you can also take a walk with the SpotBot online guide created by the Mesto festival team.

Online map

Online guide to TG: @StreetartSpotBot

Настройки для слабовидящих
Цветовая схема:
Размер шрифта:
Изображения:
Эффекты:

При изменении цветовой схемы эффекты будут автоматически отключены

Настройки для слабовидящих
Цветовая схема:
Размер шрифта:
Изображения:
Эффекты:

При изменении цветовой схемы эффекты будут автоматически отключены

Туристический портал
Нижегородской области
Нижний — столица закатов Закат в 19:31

Маршрут по уличному искусству: часть первая

Совместно с основателем фестиваля «Место» Никитой Номерзом

Без названия (2017)
Адрес: Ул. Ошарская, 8
Автор: Андрей Оленев (Нижний Новгород)

Одна из первых работ фестиваля «Место», её автор — нижегородский художник Андрей Оленев, участник объединения Muddlehood и резидент студии «Тихая». Художник часто использует технику лессировок, преимущественно работает с деревянными строениями, создавая росписи на них или внедряя специально созданные работы в оконные ниши или стенные проемы. Работам художника свойственна детализация изображения, сюрреалистичность и аллегорические сюжеты. Здесь прослеживается сюжет про последний «деревянный островок» города, а разрушительные прорастающие камни словно современные жилые комплексы и бизнес-центры, возникающие на местах снесенных старинных деревянных домов города.


«Велосипед»
(2018)
Адрес: Ул. Алексеевская, 9
Автор: Александр Dyoma21 (Рязань)

Работа рязанского художника Александра Dyoma21 посвящена детским воспоминаниям и ощущениям, например, о большом велосипеде старшего брата или отца, на котором катался по двору и мечтал попасть в футбольную команду. Мальчик является собирательным образом с соответствующими атрибутами, присущими любому среднестатистическому небольшому провинциальному городу или поселку.


Стрит-арт двор (работы разных лет)
Адрес: Ул. Алексеевская, 13 (двор)
Автор: Синий Карандаш, Лида Birdly, Markinal, Илья Барабин, Иван Kseor, Никита Чехов (Нижний Новгород), Михаил Vert, Филипп Fi2k, Стас Багс (Санкт-Петербург) и др.

Этот двор наполнен уличным искусством, тут можно встретить множество небольших стикеров, трафаретных работ, тэги местных и приезжих райтеров, быстро сделанное граффити и целую стену, покрытую постерами. Все последние годы двор живо наполняется подобными работами и регулярно обновляется. На одной стене можно заметить миниатюрную инсталляцию «Музей IKEA» — это работа Никиты Чехова. Если заглянуть глубже, то сперва вы встретите на углу абстракцию Михаила Vert, а дальше, на воротах, остатки работы «Домино» Стаса Багса. На стене изображен последний белый носорог, который скончался незадолго до того, как была сделана эта работа.


«Giga» (2021)
Адрес:  ул. Алексеевская, 22
Автор: Wuper Kec (Сербия)

Вы напротив работы, сделанной в 2021 году на фестивале «Место». Её автор — сербский художник Wuper Kec, который с 2007 года активно занимается монументальным искусством, при этом часто в его работах портрет встраивается в традиционное граффити. В настоящее время художника привлекают повседневные сюжеты, связанные с трудом или отдыхом. 


«Брешь в небесной декорации» (2021)
Адрес: Ул. Алексеевская, 19
Автор: Покрас Лампас (Санкт-Петербург)

Работа Покраса Лампаса вдохновлена известной кинокартиной «Шоу Трумана». По сюжету главный герой обнаруживает, что живет в огромной декорации, в какой-то момент он замечает небольшую дыру в небе, через которую падает осветительный прибор. Дальнейшая цепочка событий раскручивается до магриттовской лестницы в небо, граничащей между сценическим и реальным миром. Художник решил воссоздать небесную стену, пустив по старому кирпичу пелену текста из фильма: «Мы принимаем реальность такой, какой нам ее преподносят».


«Обновление прошивки» (2019)
Адрес: Ул. Октябрьская, 9Б (двор)
Автор: Дмитрий Аске (Москва)

Во внутреннем дворе галереи «9Б» на фасаде расположена монументальная роспись московского художника Дмитрия Аске. Работа «Обновление прошивки» посвящена взаимоотношениям родителей и детей. Название намекает, что разным поколениям нужно обновиться для того, чтобы общаться на одном языке и быть интересными друг для друга. Советуем зайти в галерею, которая расположена на втором этаже — часто там проходят выставки, в том числе и художников уличной волны.


«Суперклей» (2022)
Адрес: Ул. Грузинская, 11
Автор: Никита Nomerz (Нижний Новгород)

На этом доме летом 2020 года Никита Nomerz создал работу с образом хрустальной вазы, которая символизировала хрупкость и изящность старинной архитектуры и недолговечную жизнь уличного искусства. Объекты уличных художников часто портят, дополняют и закрашивают. Все эти этапы были пройдены с работой «Хрусталь». Каждый раз художник возвращался и видоизменял вазу, на ней появлялись трещины. В 2021 году вазу окончательно «разбили», закрасив серым прямоугольником, который моментально покрылся тегами. В ответ Никита создал версию с изображением разбитой вазы, а весной 2022 года и эта работа была полностью закрашена. Своей работой Никита напоминает наблюдателю, что в его руках хрупкий мир, который легко разбить и сложно собрать.


«Идеального нету» (2022)
Адрес: Ул. Грузинская, 13В
Автор: Синий Карандаш (Нижний Новгород)

Синий Карандаш — анонимный художник, социальный активист и представитель текстового стрит-арта. Работы художника появляются в городе с 2013 года и легко узнаются по фирменному шрифту — надписи выполнены чаще всего синим цветом и вытянуты по вертикали. Надпись вовлекает жителей Нижнего Новгорода в диалог, заставляя рефлексировать и осмысливать события, происходящие в стране и городе. Вы точно уже встречали его тексты на пути маршрута, и обязательно встретите еще, они повсюду. Сейчас вы перед его объектом «Идеального нету», сделанном во время партизанского сезона фестиваля «Место» в 2022 году. «Если вы ждёте лучшего времени, чтобы что-то изменить, то это время уже прошло», — прокомментировал свою работу автор.


«Разочарование» (2021)
Адрес: Ул. Б. Покровская, 37А
Автор: Никита Nomerz (Нижний Новгород)

Вы у объекта художника Никиты Nomerz, созданного в формате мини-анимации. Работа была отрисована в два слоя — первым стал образ целых розовых очков с надписью «очарование». Вторым слоем появились трещины на стекле, а подпись трансформировалась в «разочарование». Эта работа про метафору о наблюдении за жизнью через розовые очки. Часто оно заканчивается разочарованием в момент, когда замечаешь реальность.


«Звонок звучал для всех» и «Специлист Шуст» (2021)
Адрес: Холодный пер., 17
Автор: Илья Мозги (Екатеринбург), Илья Atom (Нижний Новгород)

У стены школьного двора в верхней части расположена одна из работ уральского художника Ильи Мозги. Его серия текстовых работ основана на типичных фразах большинства российских учителей, которые можно считать отдельным направлением народных высказываний. Все тексты серии «Звонок звучал для всех» расположены под окнами нижегородских школ и служат напоминанием как для учеников, так и людей старшего поколения. С 2015 года в нижней части стены была расположена масштабная и для многих загадочная надпись «Шуст — специалист». В 2021 году надпись была закрашена, после чего в верхней части стены появилась работа Ильи Мозги. Нижегородец Илья Atom решил «восстановить справедливость» с отсылкой на закрашенный текст, а также иронизируя над свежей работой Ильи Мозги. В нижней части стены он сделал надпись: «Признак хорошего образования — говорить о самых сложных предметах самыми простыми словами» и подпись «Специлист Шуст» (авторская орфография сохранена).


Без названия (2022)
Адрес: Ул. Алексеевская, 39
Автор: Дима Dmal (Нижний Новгород)

Работа Димы Dmal символизирует собой переплетение двух реальностей — той, в которой художник жил в своей юности, и той, в которой пребывает сейчас. Взрослая жизнь наложила ряд ограничений и прибавила обязательств, но спустя время внутренняя потребность выражать себя и свои мысли посредством визуальных образов взяла верх. Автор находится в поиске баланса между своим творчеством и сложившимся среднестатистическим образом жизни обычного человека, в котором есть работа, ипотека, недосып и прочие атрибуты «взрослой жизни».


Без названия (2023)
Адрес: Ул. Алексеевская, 39
Автор: Ерор ТОЙ (Нижний Новгород)

На соседней стене деревянного дома вы можете увидеть изображения моли, это работа Ерора из нижегородской команды ТОЙ. Изначально название команды писалось по-английски — TOY, что на граффити-сленге обозначает «новичок», «неопытный райтер» и обычно используется в качестве оскорбления. Так, иронизируя над субкультурой, художники выбрали это имя, закрепив за собой нарочито примитивный стиль рисования. «ТОЙ» используют наивный способ визуализации своих произведений, который делает их легко считываемыми для зрителя.


«От зимы лета ищу» (2022)
Адрес: Ул. Алексеевская, 39
Автор: Елена Лисица (Нижний Новгород)

Уличные арт-объекты Лисицы — это разнообразие техник и форм. Иногда художница размещает инсталляции, представляющие собой либо отдельные деревянные панно, как работа «От зимы лета ищу» у которой вы оказались. Работая со старым деревянным фондом и заброшенными домами, Лисица часто использует растительные мотивы и обращается к символизму луговых трав и цветов, которые в противовес распаду и гибели архитектурной и исторической памяти города воплощают стремление к жизни.


Без названия (2022)
Адрес: Ул. Алексеевская, 35А
Автор: Никита Этогде (Нижний Новгород)

Работа художника выполнена на руинированной кирпичной стене рядом с домом дореволюционной постройки. Эта стена являлась брандмауэром, то есть преградой для распространения огня в начале века, когда вся улица состояла из одно- и двухэтажных деревянных домов. Как говорит сам Никита, идея родилась при знакомстве со стеной: «Я люблю работать с пространством, так как я архитектор. И здесь мне очень захотелось подчеркнуть угловое пространство, обыграть его, добавить геометрическую композицию, которая бы дополняла оставшуюся руину. Так появились динамичные, стремящиеся вверх к шару энергии элементы».


«Последнее пристанище» (2022)
Адрес: Ул. Алексеевская, 35А
Автор: Никита Мера и Гоша New (Нижний Новгород)

Работа художников представляет собой шрифтовые композиции на стыке привычных граффити-букв и геометрической абстракции, расположенные на двух сторонах пустующего дома. Работа намеренно отстранена от городского контекста и экспрессивна, что характерно для традиционного граффити-подхода.

Внутреннее пространство дома, через окна которого пробивается ядовитый неестественный свет, представляется как враждебная среда. Динамичные черные линии вырываются наружу и поддерживают жилую «капсулу» — последнее место уединения и спасения от внешнего мира.


«Звезда» (2022)
Адрес: Ул. Алексеевская, 47
Автор: Гоша New  (Нижний Новгород)

Звезды на деревянных домах города — это серия ассамбляжей, для их создания художник использует найденные на улице объекты — куски снесенных деревянных построек, профнастилы, куски рекламных конструкций. Обычно звезды появляются на заброшенных сооружениях в центре Нижнего Новгорода, который для автора особо значим.


«На древних берегах» (2021)
Адрес: Ул. Алексеевская, 47
Автор: Кирилл Ведерников (Вязники)

На другой стороне дома — ассамбляж Кирилла Ведерникова. Его работы, в которых часто отражается дух древней Руси, реализуются как в студийных произведениях, так и в монументальной живописи, созданной в рамках крупных стрит-арт фестивалей. Эта работа отсылает к утраченной в 2018 году монументальной работе, находящейся также на Алексеевской. Работа была посвящена основанию города, в ней можно было увидеть изображение Нижегородского кремля и древнего войска. В продолжении работы на деревянном панно остался только фрагмент шлема от древнерусских воинов.


Для самостоятельных прогулок используйте онлайн-карту, а также погуляйте вместе с онлайн гидом SpotBot, созданным командой фестиваля «Место». 

Онлайн карта

Онлайн гид в ТГ: @StreetartSpotBot