Нижегородский театр драмы имени Горького: спектакли на все времена, Шаляпин и самая роскошная в городе люстра
Со стартом нового, 227 сезона, рассказываем о Нижегородском академическом театре драмы им. Максима Горького, одном из старейших в стране. Его история начинается еще в XVIII веке, а за более чем два столетия он успел сменить несколько адресов, пока не обосновался в величественном здании на Большой Покровской, главном украшении Театральной площади.
Если не знаете, каким спектаклем начать знакомство с репертуаром театра, выбирайте классические постановки: «Вишневый сад», «Мещане» и «Зойкину квартиру» — не прогадаете!
Датой основания театра считается 7 февраля 1788 года: в этот день труппа из крепостных актеров князя Николая Шаховского впервые сыграла комедию Дениса Фонвизина «Выбор гувернера» на сцене открывшегося Нижегородского публичного театра. Тогда он располагался в неприглядном здании (на месте нынешнего речного училища), сгоревшем в 1853 году. Новым домом для театра становится здание Городской думы на площади Минина и Пожарского, принадлежавшее купцу Николаю Бугрову — по разным причинам это место также не прижилось.
В преддверии Всероссийской промышленной и художественной выставки у местной власти возникла мысль о постройке нового здания театра драмы. Ответственным за его проект стал известный петербургский архитектор Виктор Шрётер (он в том числе реконструировал Мариинский театр), а работами руководил нижегородец Павел Малиновский.
Здание представляет собой пример архитектуры поздней академической эклектики, или бозара (от фр. beaux-arts — «изящные искусства») — стиля, сформировавшегося в середине XIX века и соединяющего черты классицизма, итальянского Ренессанса и французского барокко. В его конструкции можно проследить влияние архитектуры роскошной парижской Оперы Гарнье, увековеченной в романе «Призрак оперы» Гастона Леру.
Названный Николаевским — в честь императора Николая I — театр открылся 15 мая 1896 года оперой «Жизнь за царя» Михаила Глинки, главную роль в которой сыграл тогда еще малоизвестный Федор Шаляпин. Во главе театра поставили режиссера Николая Собольщикова-Самарина, который с помощью блестящей труппы артистов превратил театр в один из лучших в стране. Среди его постановок особенно удачными считаются «Вишневый сад», «Горе от ума», «Гамлет», «Дворянское гнездо», «На дне» и «Мещане» Горького, которые продержались в репертуаре более двух десятилетий.
До нашего времени исторические фасады сохранились практически без изменений. Первый этаж украшает «бриллиантовый» руст — кладка в виде многогранников, напоминающих алмазы — и ряд симметричных арок-порталов. На втором этаже акцент на глубокой лоджии с пятью арочными проемами, которые опираются на колонны. Всех украшений не перечесть, но отдельно можно отметить изысканный герб Нижнего по обе стороны от лоджии, обрамления наличников окон, декор с годом строительства здания и ограждения из балясин на третьем этаже.
Подобно внешнему облику здания, архитектура зрительного зала в духе классицизма объединяются с барочным декором. Изначально, как и во всех дореволюционных театрах, здесь существовало деление мест по сословиям: для «высочайших особ» существовали литерные ложи (возле сцены) — по две в бенуаре и бельэтаже, изолированные от другой публики, с отдельным входом, аванложей и уборной. Для господ — партер, бенуар и бельэтаж со входом у главного фасада, а студенты, мелкие чиновники и другая не знатная публика занимала места на «галерке».
Поднимите глаза наверх, чтобы рассмотреть роспись потолка над залом: круглый плафон напоминает о небесных сферах и украшен орнаментальными окантовками, античными масками, лепным карнизом и гирляндами. В центре композиции роскошная хрустальная люстра — настоящее произведение искусства, возраст которой более 120 лет. Историческая конструкция, созданная по чертежам главного архитектора здания Виктора Шретёра, сохранилась до нашего времени: если люстра сверкает — значит скоро открытие нового сезона!
Имя Максима Горького театр носит с 1943 года: на его сцене были поставлены все горьковские пьесы и большая часть прозы, а в честь писателя ежегодно проходит театральный фестиваль. Основной репертуар — незаменимая классика: пьесы Шекспира, Чехова, Булгакова, Островского, Куприна, а также более современные постановки, вроде «Смуты» Владимира Жеребцова, «Продавца дождя» Н. Ричарда Нэша, «Саши, привет!» Дмитрия Данилова, «Клинического случая» Рэя Куни.
В верхнем фойе обычно проходят тематические выставки: с костюмами и образами из спектаклей, с эскизами театральных художников, архивными фотографиями или посвященные истории фестиваля имени Горького. Также здесь действует клуб «Театральный перекресток», который объединяет профессионалов и любителей: его участники обсуждают постановки, а также, например, могут попасть на экскурсию в костюмерную, пошивочный или цех бутафории.