Настройки для слабовидящих
Цветовая схема:
Размер шрифта:
Изображения:
Эффекты:

При изменении цветовой схемы эффекты будут автоматически отключены

Настройки для слабовидящих
Цветовая схема:
Размер шрифта:
Изображения:
Эффекты:

При изменении цветовой схемы эффекты будут автоматически отключены

Туристический портал
Нижегородской области
Нижний — столица закатов Закат в 15:44

Торговый дом Рукавишникова: готические башенки, швейная фабрика и современный научный центр

Возведенное в начале XX века здание банка Рукавишникова обращено главным фасадом на улицу Рождественскую, а другая его половина, торговый дом, — на Нижне-Волжскую набережную. Объединенные историей создания, они совершенно не похожи друг на друга внешне и считаются самостоятельными постройками.

 

 

Созданный в единстве с банком Рукавишникова на улице Рождественской, Торговый дом на Нижне-Волжской проектировал тот же архитектор — знаменитый Федор Шехтель. Вместо архитектуры в духе рационального модерна (как у банка) он представил масштабное, протяженное по своей форме четырехэтажное здание в стиле позднего модерна с элементами неоготики — под стать столичной застройке. Благодаря вертикальным линиям в конструкции это массивное промышленное здание смотрится изящно и динамично. Стремительность и особенную выразительность придают пинакли — небольшие башенки, или шатры, расположенные на столбиках-пилонах, которые напоминают о готической архитектуре.

По тем же осям с башенками расположен еще один интересный элемент — декор с листами аканта, главного цветка античной архитектуры, который часто можно встретить на капители (или верхней части) колонн. На нижнем этаже установлены огромные окна-витрины, которые становятся все меньше, при этом сложнее по форме, устремляясь ввысь — сравните их с проемами-щелочками на вершине здания.

Построенное в центре деловой жизни дореволюционного Нижнего здание предполагалось использовать под торговые задачи, но этому помешала Первая мировая война, а в 1914 году скончался и сам заказчик здания, Сергей Рукавишников. В 1915 году в огромных помещениях разместилась эвакуированная из Варшавы мастерская — так в городе открылось первое фабричное швейное производство, где шили гимнастерки, шинели и другие вещи для военных нужд.

Привычное для нас название фабрика «Маяк» (до этого она была Швейной фабрикой №1, имени Красной армии и флота) обрела только в в 60-е годы. В советское время там шили одежду для рабочих, во время Великой Отечественной вновь для солдат, а в мирное время продукция стала универсальной — в платья, костюмы, пальто и куртки фабрики одевались горьковчане и жители других городов страны.

Швейная фабрика «Маяк» в советскую эпоху, 1950-1970 годы, фото: pastvu

В 90-е годы дела фабрики стали хуже, она закрылась в 2015 году — к этому моменту проработав почти век. К 800-летию Нижнего здание обновилось: ему укрепили стены, восстановили декор, заменили разрушенные окна и плитку и вернули исторический облик. Теперь здесь действует «Академия Маяк» — культурно-просветительский центр на базе корпорации «Росатом», который объединяет ученых, инженеров, IT-специалистов и креативные индустрии, а площадке присвоено имя выдающегося ученого-ядерщика Андрея Сахарова.

Форум креативных территорий «Смыслы и промыслы» на площадке «Академия Маяк», 2023 год

Внутри сохранились элементы исторической архитектуры: краснокирпичная кладка, лестницы, стены, облицованные изумрудной плиткой, лифт, люксфер (или решетки со световыми призмами) и общая планировка здания. На трех этажах располагаются лектории, выставочное помещение, галерея с историческим архивом, конференц-зал и другие пространства.

Кроме научных форумов и конференций, здесь также можно посетить выставки художников и экскурсии, например иммерсивную программу «Невидимые нити», на которой, перемещаясь по этажам здания вместе с актерами, можно узнать о его истории — за расписанием мероприятий следите на сайте «Академии Маяк».

Здание «Маяка» стало постоянной локацией фестиваля медиаискусств Intervals: уже пять лет на ее фасаде появляются эффектные мэппинги. В разное время там можно было увидеть работы испанского художника Филипа Рока, японского дуэта Flightgraf и даже интерактивную игру. Получается, хотя и недолго, только на время проведения фестиваля, но «Маяк» и правда светится на всю набережную!

Мэппинг художников Flightgraf на фасаде здания «Маяк» на Intervals Festival в 2024 году, архив фестиваля